Премьера в Калужском драмтеатре: о вечном - с юмором и горчинкой

Анатолий Бейрак поставил «Поминальную молитву» Горина.
Владимир Карпов
23.09.2015, 10:33
17 6958

В конце минувшей недели на сцене Калужского драмтеатра состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва» режиссёра Анатолия Бейрака по пьесе Г. Горина.

«Вся наша жизнь – один несчастный случай!»

А вечное – это Любовь и Дружба, это Семья, это, к сожалению, враждебность к чужому. Это история о том, как в начале прошлого века в небольшой деревне на Украине мирно жили русские, украинцы и евреи. Ходили в разные церкви и на разные кладбища, что не мешало по-соседски дружить, как плотнику Степану и молочнику Тевье. И была эта жизнь простых мужиков и баб трудна, как и положено. Ведь не зря мудрый реб Тевье сказал: «Вся наша жизнь – один несчастный случай!»

Ну почему же несчастный? Любимая жена и пятеро горячо любимых дочерей – повод для радости. И можно пережить трудности, если они предсказуемы. Но вот старшая дочь вопреки воле отца выходит замуж за бедняка; другая влюбляется в революционера, а третья и вовсе переходит в православие. А погром, смерть жены, выселение «в 24 часа» из родного дома? Кто может выдержать такое?

Спектакль светлый и умный

Воображаю вероятного зрителя, мозги которого «заточены» под комедию. Он встревожен. Не пугайтесь: это очень светлый и умный спектакль, обильно сдобренный неподражаемым, с  грустинкой, еврейским юмором. Свидетельствую, что зрительный зал смеётся и аплодирует едва ли не каждые пять минут, в необходимых моментах слышны всхлипывания. Многие конспектируют на гаджеты речения молочника-философа Тевье, и назавтра после премьеры интернет уже будет пестреть полезными цитатами.

Увы, бывают спектакли, которые тонут на глазах у зрителя, а актёры торопятся с тонущего корабля на халтуру. В «Поминальной молитве» Анатолию Бейраку удалось создать совсем другую атмосферу. Полное ощущение того, что исполнители ролей дружески-семейственно сроднились в этой работе и им тяжело расставаться после представления. И это тёплое чувство волнами уходит в зрительный зал.

Жить в согласии и уважать чужие обычаи

А ещё этот спектакль отличает бережное отношение к национальным традициям. С заинтересованным вниманием авторы спектакля погружают зрителя в мир еврейской культуры: празднование традиционной субботы, свадьба, печальная песня и зажигательный еврейский танец. Находится место даже религиозно-философскому диспуту. Только один вопрос: почему зрители не узнали, кто был репетитором по древнему языку ивриту?

Едва ли не самое мучительное для режиссёра – найти текст для постановки. С «Поминальной молитвой» Анатолий Бейрак пришёл в нужное время и место. Оказалось, что простенькая, на первый взгляд, история, которую сочинил выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем – очень нужна сегодня. Во многом потому, что живуча тупая нетерпимость к иноверцам-инородцам. И никогда не лишне внушать людям, что можно и нужно жить рядом в согласии, не растворяясь друг в друге и испытывая вежливое любопытство к чужим традициям. Поэтому одной из напряжённых и поучительных в спектакле стала сцена погрома. Вот они – искажённые злобой, тупые лица неудачников. Их жизнь  не сложилась, а почему – не хватает мозгов понять. И вот кто-то, кому выгодна вражда, уже бьется в псевдопатриотической истерике, призывая видеть в соседях источник всех бед. Угар пройдет, крикуны растворятся, а как жить соседям после этого?

Эти актёры могут всё и сразу!

С особым удовольствием напомню, что театр – это актёры. Спектакль, о котором речь, наполнен работами не просто исполнительскими, но по-настоящему художническими. Игорю Постнову  его вызывающе славянская внешность нисколько не мешает играть Менахема-Мендла, мельчайшего предпринимателя. Предприимчивый и артистичный, но фатально    неудачливый и бедный, он балансирует на грани опереточного фарса и откровенного голода. Радостно, земляки, что в нашем театре вырос значительный  характерный и трагикомический актёр! Захар Машненков уверенно несёт мужественную тему. Его Урядник – не просто нерассуждающий солдафон, но хороший мужик, которого мучительно разрывает между бесчеловечными приказами и совестью нормального человека. Ещё один хороший человек – плотник Степан в исполнении Михаила Кузнецова. Казалось бы, примитивный пьяница, которого легко заразить завистью и неприязнью к кому угодно. Ан нет – за грубоватыми манерами и непрезентабельной внешностью скрывается добрая душа надёжного друга. Мясник Лейзер-Вольф, которого сыграл Сергей Корнюшин, может показаться занудным старикашкой, однако актёр приоткрывает в душу своего героя – благородного и очень одинокого немолодого мужчины.

Надежда Ефременко в роли Голды – сочетание яркого таланта с огромным опытом. В первом акте эта большая актриса деликатно уходит на второй-третий план, чтобы в полную силу прозвучать во втором, когда её героиня спокойно и с достоинством принимает неминуемый уход из жизни. Её  монолог, обращённый к рожающей дочери – одна из лучших актёрских работ последних лет.

К сожалению, иные режиссёры видят в таланте Сергея Лунина в основном его комедийную составляющую. Но этот актёр может поистине всё и сразу.  Его Тевье-молочник поразительным образом сочетает в себе простоту и глубину. Малограмотный крестьянин, глубоко знающий Писание. В его обращениях к Господу Лунин окрашивает наивностью незаурядный ум. Мягкий добряк, Тевье неукротим, отстаивая убеждения. Но его большого сердца и ума хватает на то, чтобы прощать. Заметно, что актёр воспринял роль как выигрышный билет, тщательно её подготовил, с удовольствием и мощно провёл.

Анатолий Бейрак ставит в Калужском драматическом весьма регулярно – есть с чем сравнивать. И  «Поминальная молитва» спектакль пронзительный и тёплый – одно из лучших его художественных высказываний. А покидая зал, не забудем сказать друг другу: «Шолом алейхем! – Мир вам!».

Фото: Александр ФАЛАЛЕЕВ.


Новости по тегу
Лента настроения
5 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 17 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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