Кто живет в интернете
На этом материале я заканчиваю регулярный цикл теории пропаганды «для чайников». Если кого-то интересует еще какой-то аспект этой темы – пишите на мой адрес vp@kp.kaluga.ru и я по возможности буду готовить материалы еще. Если же эта тема никого не интересует, то нет смысла ее дальше развивать на этом сайте.
И несколько слов почему я пишу слово «интернет» с маленькой буквы. Вначале интернет был названием глобальной сети, то есть некоей уникальной системы, и поэтому целиком обоснованно название этой системы писали с большой буквы. Однако по мере трансформации интернета он стал восприниматься не как совокупность серверов и каналов связи, а как технология. А название технологии пишется с маленькой буквы: как телевидение, радио и т.д.
Где живут в Интернете
Первыми появились чаты. В чатах пользователи балдели от самой возможности общаться через компьютер с собеседниками, находящимися за тысячи километров. Но со временем это надоело.
Потом начали развиваться форумы, где люди уже собирались вокруг какой-то общей темы. В настоящее время золотой век форумов уже позади, подавляющее большинство форумов закрылось. Но наиболее посещаемые и раскрученные остались до сих пор. Думаю, теперь им уже ничего не грозит: те, которые выжили, сохранятся теперь на веки вечные.
А вот новые вряд ли возникнут, потому что интернет заполонили социальные сети. У нас три социальных сети делят всю интернет-аудиторию между собой. Такое деление, разумеется, весьма условно, но тем не менее. «Одноклассники» - сеть для «черных» и «синих воротничков» в возрасте старше 45 лет. «Фейсбук» - преимущественно, сеть для «белых воротничков». И «В контакте» - сеть для молодежи.
Можно сказать, что соцсети убили форумы, поскольку предоставили пользователям более развитые инструменты объединения в сообщества и группы.
Блоги. Эдакий самиздат, когда любой желающий может создать свою площадку и писать статьи сколько ему влезет. Сначала это были специализированные площадки вроде «Живого журнала» или менее известного у нас «Вордпресса», затем блог-площадки стали предоставлять своим читателям информационные сайты, ну вот например, как эта.
Еще одна площадка для высказываний в интернете – комментарии к статьям на информационных сайтах.
Мы не будем залезать в дебри психологии и подробно разбирать всех обитателей интернета. Нас интересуют только те, кто тем или иным образом участвует в вопросах пропаганды. Таких всего четыре категории: профессиональные ботоводы, тролли, уловленные и лохи. Терминология моя, так что извините.
Профессиональные ботоводы
По мере развития информационного противостояния в интернете ведущие страны мира стали приходить к пониманию того, что к этой деятельности помимо спецслужб необходимо привлекать и вооруженные силы.
Так, сначала в США, а затем в других странах НАТО появились армейские киберподразделения. Разумеется, их численность ничтожна по сравнению со всеми пользователями интернета. Отсюда и методы работы.
Военнослужащие – выходцы из тех стран, по которым ведется работа – ведут до ста аккаунтов в соцсетях и на других площадках. Их работа максимально автоматизирована. К примеру, благодаря технологии «труб» на сервисе Yahoo запустив один твит, можно автоматически получить какое угодно количество ретвитов. Какое-то время этот сервис был доступен для всех, но вскоре Твиттер закрыл эту лазейку для обычных пользователей.
Особенности их работы. Они никогда не втягиваются в дискуссии, никогда не пытаются кому-либо что-либо доказать. Их задача – сделать максимальное количество вбросов используя максимальное количество раскрученных аккаунтов.
Их задача самая важная – запустить в интернет новые смыслы. В массы их будут нести другие. Можно сказать и метафорически: они только сеют, поливать и пропалывать будут другие – уловленные, о них разговор ниже.
Наиболее распространенные типы вбросов – демотиваторы и «офицерская дочка». Первый тип – это профессионально созданные коллажи на политическую тематику. Их цель – введение зрителя в определенное эмоциональное состояние. Если, к примеру, ставится задача свержения государственного строя, такие демотиваторы рассчитаны на то, чтобы вызвать презрение и ненависть к действующему режиму.
Собственно, по «гуляющиим» по интернету демотиваторам можно анализировать как намерения субъекта информационного воздействия, так и серьезность его намерений.
«Офицерская дочка» - это сообщения от лица вымышленного персонажа, который якобы лично (или по словам друга/родственника) был свидетелем чего-то, что подтверждает либо опровергает определенные мифы. Мем «офицерская дочка» возник после того, как во время присоединения Крыма весь интернет внезапно заполонили сообщения типа: «Я сама из Крыма, дочка офицера. Поверьте, здесь не все так однозначно...».
Тролли
Тролли – это виртуальные садисты. Обиженные, психически неполноценные люди, которые получают удовольствие от унижения и оскорбления других людей в интернете, прикрываясь анонимностью. Если у человека есть хотя бы минимальная склонность к садизму, то интернет является просто идеальной питательной средой для полноценного развития этого извращения. Полная безопасность, обеспечиваемая анонимностью, способствует тому, что человек быстро «садится на иглу» садистского удовольствия.
При этом в реальной жизни такой сетевой маньяк выглядит самым мирным и любезнейшим человеком, который и мухи не обидит.
Особенности их активности. Они никогда не вникают в суть обсуждаемой статьи, которую используют лишь как повод для получения садистического удовольствия. Для этого они используют различные методы бытовой манипуляции.
Например, произвольным образом выхватывают из контекста какую-то фразу и высмеивают ее. Для усиления эффекта они могут сначала дать какую-то свою искаженную трактовку, а потом высмеять уже эту трактовку, перенося негатив на сам материал. Могут просто переходить на личности и огульные оскорбления.
Тролли часто становятся уловленными, но не все уловленные являются троллями.
Уловленные
Сергей Кара-Мурза предложил для этой категории другой термин – «ретрансляторы», один мой знакомый социолог назвал эту категорию «заколдованные», еще их можно назвать сетевыми сектантами. Словом, терминология еще не устоялась, но наличие феномена налицо.
Кто это такие? Это те пользователи интернета, которые подверглись пропагандистской обработке и действительно превратились в бесплатных добровольных ретрансляторов пропагандистских идей, апологетами которых они стали.
Это – добровольные помощники профессиональных ботоводов, их второй эшелон. Их роль – подхватить демотиваторы и сообщения, запущенные профессионалами, и понести их в массы.
Особенности их активности. Они не распространяют ничего своего. Только активно репостят чужие сообщения одной и той же идеологической направленности.
Любой сектант испытывает потребность в обращении других в свою веру. Поэтому уловленные могут ввязываться в дискуссии с лохами, но не для выяснения истины, а для обращения лохов в свою веру. Для этой «святой» для них цели они не гнушаются ни ложью ни манипуляциями. Они делают это искренне, поскольку искренне считают других «заблудшими» и для их обращения на путь истинный дозволены любые средства.
При этом было бы неправильно говорить о том, что он сознательно лгут. Они просто не используют критерий истинности. Вот тут очень кстати вспомнить мою самую первую статью, где я писал о том, что в условиях постмодерна истины нет, а есть только мнения. На смену критическому мышлению приходит слепая вера. Вот это вот нивелирование примата истины приводит к тому, что уловленных не заботит, насколько ретранслируемая ими информация соответствует истине.
Кто-то может искренне верить, что все – чистая правда, кто-то в глубине души может догадываться, что на самом деле все не совсем так. Но это его мало беспокоит: он уверен. что большая благая цель оправдывает маленькую ложь. А идея о том, что бытовая ложь – это совершенно нормально, нам навязывается через кинематограф уже четверть века.
Ответвление: психотерапевтические уловленные
Самый эффективный метод самоубеждения – это деятельность. Есть несколько устойчивых категорий, которые проявляют активность в интернете исключительно с целью убедить самих себя.
К примеру, сотрудники правозащитных фондов, организаций и тому подобное. Психологически невыносимо чувствовать себя подонком. Поэтому им важно убедить самих себя в том, что дело, которое им приносит доход – правильное.
Еще одна категория – эмигранты. Им тоже важно убедить самих себя в том, что они сделали правильный выбор, оставив свою страну. Вот они и проявляют такую активность, которая по существу является аутопсихотерапией.
Лохи
Лохи – это те пользователи интернета, которые искренне хотят разобраться в ситуации. Они активно спорят с уловленными, пытаясь им доказать, что те не правы.
Так чем же тогда лохи отличаются от уловленных? Объясняю.
В психологии есть такой эффект отзеркаливания, который говорит о том, что каждый человек всем окружающим людям приписывает свои собственные черты. Жулик искренне считает, что все люди – жулики, злой убежден, что все люди злые и так далее.
Сталкиваясь с уловленным, лох автоматически считает уловленного тоже лохом, т.е. человеком, который заинтересован в том, чтобы разобраться в ситуации. Уловленный же относится к лоху как к «заблудшему». В результате этого (мы этот механизм разбирали подробно) диапазон инструментария у уловленного шире: он может лгать, манипулировать. Лох же такого не делает никогда – он может сам обманываться, но только не сознательно обманывать. И уж тем более, лох не занимается манипуляцией.
Второе. Как мы уже говорили, основной метод уловленных – ретрансляция вбросов. А метод лохов – попытка разоблачения этих вбросов. Естественно, сделать репост можно за секунду, а найти разоблачающие факты – это труд, причем длительный и квалифицированный.
При этом уловленный всегда находится в более выигрышной позиции обличителя, а лох – в заранее проигрышной позиции чего-то доказывающего. оправдывающегося. От чего всегда можно презрительно отмахнуться.
Иными словами, для лохов интернет-дискуссия – это поиск истины, а для уловленного – это спортивное соревнование. Результат такой дискуссии предопределен, поэтому уловленный в лоха превратиться не может никак. А вот лох, в соответствии с принципом спирали молчания, в уловленного превратиться вполне может, если не консолидируется с другими лохами.
На этом все.