О пропаганде

Почему Россия проигрывает в информационной войне? Если вы ждете простого ответа, это не ко мне.
Валерий Пантелеев
23:53 05.01.2015
38 11702

Начнем в жанре фантастики

Представьте, что Земля плоская, а вы живете в огромном небоскребе, на стотысячном этаже. В вашей квартире вместо окон вставлены экраны, которые выхватывают то один, то другой кусок внешнего мира и показывают его в многократно увеличенном виде.

Вы прекрасно понимаете, что это не прозрачное стекло, а экран. Вы осознаете, что там могут показывать вообще все что угодно. Но где-то на уровне подсознания вы все равно верите, что вот то, что на экране, это и там, за пределами квартиры.

Почему так происходит? Ну, во-первых, экраны действительно показывают то, что происходит на самом деле. Если где-то наводнение – вы видите именно наводнение, если где-то пожар – вы видите именно пожар.

Но все равно экраны лгут. Виной всему - agenda setting.

Agenda setting

Переводится это как «формирование повестки дня» СМИ. Поясним конкретнее, оно того стоит.

Мы не берем тяжелые случаи, когда в тоталитарных режимах перекрываются все альтернативные источники информации, а СМИ под видом новостей транслируют собственные фантазии.

В самом распространенном случае СМИ искажают действительность… правдивым освещением событий. Делают они это через эту самую адженду. Ее суть в том, что ежедневно в мире происходят тысячи и миллионы событий, но в программы новостей из них попадают только десяток-полтора.

Таким образом, СМИ по своему произволу регулируют важность тех или иных событий. Из мухи делают слона – ага, а из слона – муху легко.

И самое хитрое тут то, что формируется эта повестка дня не как Бог на душу положит, а исходя из конкретной редакционной политики СМИ.

Глобализация, ети

Эта самая адженда из предыдущего раздела формируется далеко не всеми подряд. Кто первый производит отбор и задает первую интерпретацию – тот и молодец. А это вовсе не телеканалы и газеты, а информационные агентства.

Чем мощнее собственные информационные агентства, тем крепче информационный суверенитет государства. В России с этим более-менее все в порядке, но и ей не удается полностью избежать глобальной тенденции.

А глобализация в сфере СМИ привела к тому, что региональным и даже многим общегосударственным СМИ дешевле и проще не добывать информацию самостоятельно, а покупать уже готовую в «информационных супермаркетах» - глобальных информационных агентствах. Пересчитать оные можно на пальцах одной руки. И все они (кто бы мог подумать?) принадлежат США и Великобритании.

Естественно, редакторы этих информационных монстров и решают: что интересно зрителям во всем мире, а что нет. А их покупатели уже выбирают из того что есть. И когда первичная интерпретация задана, последующие информационные игроки могут только оправдываться. С предсказуемым результатом, ага.

Естественно, всего нескольким глобальным игрокам (mainstream media, есличо) очень легко договориться между собой чтобы «дудеть в одну дуду». И тогда они получают главный приз…

Внимание, приз!

Монополия на определения повестки дня СМИ и первичную интерпретацию  информации привела к тому, что конгломерат информационных агентств стал не просто искажать действительность, а получил возможность создать полностью автономную модель окружающей действительности.

Под любую, даже самую абсурдную модель, можно регулярно подбирать самые правдивые факты из бесконечного множества мировых событий. А право на первичную интерпретацию надежно цементирует эту модель.

При этом неважно, насколько эта модель (ее еще называют информационным полем) будет отличаться от реального мира. К ней предъявляются другие требования.

Грубо говоря, их два. Первое – чтобы виртуальный мир, создаваемый СМИ, был внутренне непротиворечив. Друзья «плохих парней» (bad guys) должны тоже быть плохими, а друзья хороших парней (good guys) – хорошими. А мерой их взаимоотношений является новая религия глобализированного мира – демократия.

Второе требование – ситуации должны быть простыми, а решения понятными человеку с IQ не выше 70. Никаких полутонов и нюансов: четкая картина «где наши, где немцы».

Таким образом, мы живем как бы в двух мирах. В одном мы видим обои в своей спальне, унылый уличный пейзаж, один и тот же офис. В другом – весь огромный мир, который мы видим через глаз объектива.

А тот, кто формирует этот виртуальный мир, тот и формирует поведенческие мотивации, то есть само поведение. А управление поведением еще называется власть. Казалось бы, такая большая и сильная страна как Россия может взять это все на вооружение. Но тут появляется Главное препятствие.

Главное препятствие

Принципиально важный момент: эти два мира (реальный и виртуальный, медийный) – они не пересекаются! Виртуальный мир не является искаженным отражением реального, он имеет принципиально иную природу. Образно говоря, это не кривое зеркало, а телевизор.

Соответственно, невозможно повлиять на виртуальный мир, меняя мир реальный.

Вот эта простая мысль почему-то упорно не доходит до наших власть предержащих. Они упорно наступают на одни и те же грабли, раз за разом пытаясь изменить медиаосвещение в мировых СМИ какими-то действиями в реальном мире. И, наоборот, панически боясь каких-то действий из-за негативной реакции зарубежных СМИ.

Скажем совсем уже по-простому. Пусть завтра Россия уничтожит все свои вооружения и распустит армию до последнего солдата. Если надо будет сделать из нее агрессора – сделают и в этом случае. И все европейцы будут дрожать от страха, при том, что армии не будет вообще.

Если нужно будет убедить «мировую общественность» (о медийных симулякрах нам еще предстоит рассказать) в том, что в Калужской области живут инопланетяне – хоть лопни, все будут уверены, что это так и есть.

Я не знаю, почему так происходит. Тут скрыта какая-то загадка. Но факт остается фактом: в этом вопросе власти принципиально необучаемы.

Горький хлеб аналитика

Но, к сожалению, мы не можем обойтись совсем без новостей. Это заложено в базовый инстинкт самосохранения: чтобы выжить, нашим пращурам нужно было хорошо представлять, что происходит вокруг них.

Но пользоваться СМИ с пользой для себя, а не для хозяев СМИ могут только профессиональные аналитики. Как они это делают?

Они собирают факты прошлого и настоящего и на их основании выявляют векторы развития ситуации, называемые тенденциями. При этом нужно четко отделять тенденции от флуктуаций - «микротенденций», которые возникают в силу случайных причин и быстро иссякают.

Потом эти тенденции они экстраполируют на будущее – просто продлевают векторы вперед. И затем смотрят, как они будут между собой взаимодействовать.

Очень сложно не упустить все имеющиеся тенденции: ошибки в прогнозах часто и происходят потому, что из виду упускается какая-то малозначительная на первый взгляд тенденция, которая в будущем неожиданно играет ключевую роль.

Тут обычно любят рассуждать о бабочке, которая вызвала ураган, или по-научному – точках бифуркации, но я не буду утомлять читателя этой красивой демагогией.

Но мало выявить все тенденции, надо еще определить ВЕС этих тенденций. Этот самый вес определяется по совокупности связей между явлениями во всей их многоуровневости и сложности.

Для этого, соответственно, нужна масса дополнительной информации. В современном мире, если речь идет о каких-то крупных вещах, нет секретов. Все факты известны. Их может найти любой. Но их очень много, и далеко не каждый может оценить их настоящий вес.

И вот тут для аналитика важно абстрагироваться от того, что волнует общество и самостоятельно выстроить иерархию важности событий. Это особенно сложно, потому что, как мы писали выше, в СМИ связи между событиями примитивны, либо отсутствуют вовсе.

К примеру, казалось бы, какая связь между Панамским каналом и Евромайданом? Вся информация на виду, но если о причине было несколько скромных заметок на малопосещаемых сайтах, то о вторичном следствии писали и пишут десятки тонн «словесной руды».

У меня на сегодня все.

 

 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 38 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Партнёрские новости
Давайте обсудим
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
Фото Пользователь Посты
Геннадич 193
ajax 141
maksemss 89
Sony 38
nikol 38
best 34
Потрачено 31
caesar 29
kgv 27
Белый Орёл 25
Фото Пользователь Комментарии
Darth Vader 9445
Viktorch1311 7834
vzhik 5340
drughunter 5038
Геннадич 26631
Полиграф Шариков 12738
ILR 8989
Александр К. 8938
ajax 13986
best 7886
Комментарий дня
Колумнисты
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