О митингах
В ближайшее время Россия вступит в полосу митингов. И Калуга, разумеется, не будет исключением. Хотел бы на своем личном блоге сообщить свое личное мнение по этому поводу. Я его никому не навязываю, но имею на него право и постараюсь обосновать.
Манипуляторы
Это, разумеется, организаторы. Их цель: использовать энергию других людей для достижения своих собственных целей. То есть выдать свои собственные цели за цели всех митингующих. Дальше цель продажных СМИ – выдать цель этой группы митингующих за цель всего народа.
Естественно, что добиться этого можно только путем манипуляции сознанием. Иногда к этому добавляется и материальный компонент. Но, все-таки, гораздо эффективнее и дешевле людей просто обмануть.
Тут важно понимать один принципиальный момент. Декларируемая цель митинга не имеет абсолютно никакого значения. Людей можно мобилизовать на митинг вокруг абсолютно любой идеи. Можно взять абстрактную идею: «мы вышли за все хорошее и против всего плохого». А можно взять какую-нибудь экзотическую идею и путем манипуляций внушить людям ее важность.
Повторяю: ради чего люди выходят на улицу интересно только самим этим людям. По факту организаторы имеют просто некую биомассу – толпу, энергию которой можно использовать для каких-то своих целей. Этими истинными целями, с толпой, естественно, никто и не думает делиться. На то она и толпа.
Хорошо, если эта цель сравнительно безобидна: к примеру, получить политические дивиденды в преддверии каких-нибудь выборов или пролоббировать какое-нибудь решение в чьих-нибудь коммерческих интересах. Я ни на кого не намекаю – это действительно наиболее часто встречающиеся ситуации подобного рода.
Хуже – если цель связана с какими-нибудь преступными замыслами, вплоть до государственного переворота. Если вы думаете, что организовать госпереворот просто и это делается в одночасье – вы ошибаетесь. Людей тренируют годами, выводя на митинги под различными благородными поводами, пока не бросают в «последний и решительный бой».
Технологии управления толпой в последнее время стремительно совершенствуются. Вначале для этого использовались команды через Твиттер по заранее обусловленным хэш-тегам. Однако в последнее время начали применять различные peer-to-peer мессенджеры типа FireChat, которые не зависят от Интернета, а позволяют передавать сообщения по цепочке участников используя все возможности связи телефона (Bluetooth, GSM/3G/4G, WiFi).
Рядовые участники
Рядовые участники митингов думают, что они пришли на него «по зову сердца». На самом деле, это, конечно никакой не зов сердца, а рядовая манипуляция сознанием через воздействие на эмоциональную сферу.
Кстати, есть простой способ узнать насколько склонны вы лично участвовать в митингах. Скрестите пальцы на руках спереди от себя. Если наверху у вас окажется большой палец левой руки – значит у вас более развита эмоциональная сфера. Следовательно, вами легче манипулировать и, соответственно, проще затянуть на митинг. Если правой – у вас больше развита рациональная сфера, на митинг вы вряд ли пойдете. Во всяком случае, в качестве рядового барана.
Мало людей привести на митинг – их нужно удержать на нем какое-то время, чтобы они не разбрелись. Для этого организаторы говорят в толпе речи, обильно пересыпанные комплиментами в адрес присутствующих. Им говорят, что они «самые сознательные граждане», «неравнодушные к судьбе города», «лучшие представители нашего города», «от вас зависит будущее» («наших детей» - это для усиления).
Людям это нравится и они начинают чувствовать себя частью единого организма. Это приблизительно то же самое, что происходит на богослужениях в сектах. Бараны начинают переполняться сознанием, что вот только они – «правильные», а все остальные – те, кто проходит мимо них озираясь – «неправильные». Что им открылась некая истина, а те, другие, кто на митинг идти не хочет – «заблудшие» и им просто нужно «открыть глаза».
Интересна социальная структура митингов. Состоявшиеся 30-50 люди представлены на митингах в меньшинстве. Есть всего два возрастных ядра. Оба связаны с дефицитом социальной значимости.
Первое – это молодежь – социальной значимости они еще не успели приобрести, хотя они уже чувствуют себя интеллектуально равными более зрелым людям. Кроме того, им интересно все новое и их захватывает сам процесс.
Вторая группа – это люди, сравнительно недавно ушедшие на пенсию. После выхода на пенсию они утратили свой социальный статус, и это вызывает у них психологический дискомфорт. На митинге они пытаются каким-то образом восстановить эту потерю значимости, стать снова активным участником некоего социума.
Кроме непосредственных участников есть еще два непременных субъекта, незримо присутствующих на любом митинге – это СМИ и власть.
Власть
Опыт показывает, что власть находится в дремучем невежестве относительно природы митингов. Из-за этого в случае нарастания общественного противостояния власть последовательно проходит несколько эволюционных стадий.
Стадия первая. Игнорирование.
Как ни странно, но власть состоит из точно таких же людей, которые подвержены такому же влиянию, что и все остальные. Они тоже находятся в плену идей о праве граждан на выражение своего мнения, гарантированного законом права на митинги и собрания.
При этом они упорно не понимают, что понятия «разрешено законом» и «хорошо» - это разные понятия. Курить, к примеру, тоже не запрещено, но никто не говорит, что это полезно.
На этом этапе бороться с митингами легче и безопаснее всего. Не репрессивными мерами, а путем развития диалога с населением, прежде всего, с наиболее социально-активными категориями. Но если какие-то молодежные организации еще присутствуют, то о том, что что-то делается для того, чтобы куда-то направить активность пенсионеров, лично я ничего не слышал.
Есть и другие профилактические методы, но на данном этапе ими никто не занимается, потому что никакой угрозы власть еще не чувствует.
Стадия вторая. Зеркальный ответ.
Когда массовые протесты начинают набирать силу и власти уже начинают подозревать, что что-то идет не так, они не придумывают ничего лучше, как собирать «альтернативные митинги».
Этим они не решают проблему, а только ее еще больше усугубляют, поднимая и без того высокий градус гражданского противостояния.
Стадия третья. Силовой разгон.
Когда уже всем становится понятно, что выгоняя за деньги своих сторонников (для манипуляции нет ни времени, ни знаний), количество противников на улице не уменьшается (кто бы мог подумать!), власть становится перед выбором: бить или не бить.
Тут, конечно, включаются внешние дипломатические каналы. Западные дипломаты начинают в открытую шантажировать тем, что если только власть применит силу, то все, капец, «мировая общественность» это осудит.
Если власть прогибается – ее смещают. И тогда страна погружается в хаос, кровь, страдания и прочие неприятности. Если нет – кровь, страдания и прочие неприятности происходят прямо сразу, хотя и в несравнимо меньших масштабах.
СМИ
Роль СМИ, пожалуй, самая важная. Можно собрать хоть сто тысяч человек и держать их хоть сутками, но если об этом не покажут по телевизору и не передадут картинку всякими новомодными штуками, толку от этого митинга не будет никакого: организаторы своих целей не достигнут.
А можно (и так, чаще всего и бывает) собрать пару тысяч человек, но подобрать такой ракурс и организовать такое медиаосвещение, что будет полное впечатление того, что «встала вся страна».
Поэтому ни один нормальный организатор митингов не будет его организовывать не будучи уверенным в том, что информация о нем разойдется нужным образом. Чем крупнее цели, тем большие медиаресурсы должны быть подконтрольны организаторам.
Очень кстати для освещения митингов недавно был создан сервис Ustream: любой участник митинга может вести с него трансляцию напрямую в Интернет, которую будет смотреть сотни тысяч человек, виртуально присоединяясь к митингу.
Девочка в белой кофточке
Кроме искусственного завышения масштабов митинга, ключевая роль СМИ в нагнетании эмоций против властей в случае силового разгона.
Это направление часто называют «девочка в белой кофточке» - по названию технологии. В случае силового противостояния берут девушку, одетую в белое и специально подставляют ее под милицейские дубинки. На белом кровь смотрится особенно выразительно. Вполне можно использовать и сценическую краску «кровь».
В этом случае основной тезис: «люди (или «дети» - для усиления) просто вышли выразить свое мнение, а их безжалостно избили.
Чуть позже в дело вступают «неизвестные снайперы» - и тут СМИ уже откровенно должно обвинять власть в «войне против собственного народа».
Профессиональные митингующие
Чем слабее в стране власть, тем эффективнее такой инструмент влияния на нее как митинги. Соответственно, развивается целое направление бизнеса, которое называется "публичное лоббирование".
Политик или бизнесмен, которому нужен митинг, обращается по определенному адресу и за определенную сумму денег заказывает определенное количество митингующих на определенное время. Соответсвтенно, организатор часть денег передает самим митингующим, другую часть оставляет себе. Самая распространенная категория профессиональных митингующих - студенты и пенсионеры.
Провластные митинги собираются бесплатно одной только силой административного ресурса. В какой-то мере их тоже можно поставить в одну категорию с платными - просто оплата происходит не прямо, а косвенно.
Но, подчеркиваю, никогда масштабные мероприятия не строятся на платных митингах - это дорого и неэффрективно. Для больших проектов нужна большая манипуляция. Нужно, чтобы люди искренне поверили в то, что изображая баранов в стаде они меняют жизнь к лучшему. И такие технологии существуют.
Вместо послесловия. Что делать?
Как читатель, наверняка понял, участники митингов – это в большинстве своем, искренние, но простодушные люди. Манипуляторы этим пользуются, направляя их энергию на решение своих шкурных интересов.
Но у некоторых из них может возникнуть вопрос: как же тогда улучшить жизнь, если тебя на самом деле что-то не устраивает?
Что можно сказать? Жизнь на самом деле несовершенна, а на чужом лугу трава всегда зеленее. Но любой человек может и должен сделать ее лучше, добрее, красивее.
Замени полы в своей квартире, и жизнь твоих домашних улучшится. Вставь выбитое стекло на своей лестничной площадке, и жизнь твоих соседей по дому улучшится. Засыпь яму на своей улице – и на твоей улице жизнь улучшится.
Тебе этого мало? Ты мыслишь не мельче, чем в масштабах страны или, на худой конец, города? Окей! Иди работать в политику, организуй свою общественную организацию, газету или сайт.
Стань идеальным чиновником: честным, инициативным, трудолюбивым, скромным. Делай карьеру и меняй в стране то, что ты считаешь нужным изменить. Но это же тяжело и долго, правда? Нужно учиться, долго работать. А тебе предлагают как можно изменить страну без особых усилий и прямо сейчас: просто выйди и вырази свое мнение!
Словом, митинг - это всегда инструмент разрушения. При этом совершенно неважно он "за" что-то хорошее или "против" чего-то плохого, "поддерживает" действующую власть или "выступает против", хочет "выразить свою гражданскую позицию" или "требует" чего-то материального.
Многие, разумеется, с этим не согласятся. Это тоже объяснимо.
На фото и видео отчетливо видно, что дерево давно уже "сухостой" и его не трогали. Зато живые деревья с легкостью уничтожаются по всем улицам города (якобы их структуру повредила изумру́дная узкоте́лая зла́тка), потому что это улица не интересна в перспективе обустройства платной парковки, судя по-всему...
...