О ценностях

Если истина – это точка опоры человека. То ценности – это система его координат. На нее он опирается, формируя свои поведенческие модели.
Валерий Пантелеев
17:57 18.11.2014
9 8431

В статье «Об истине» я упоминал, что истина больше не является универсальной ценностью – на первый план выходят мнения. Это превращает любую дискуссию в некое подобие спортивного поединка.

Если истина – это точка опоры человека. То ценности – это система его координат. На нее он опирается, формируя свои поведенческие модели. Эту мысль в гениально рафинированном виде отразил Владимир Маяковский в своем «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ценности бывают базовые или естественные и общественные, то есть искусственные. Базовые ценности основываются на инстинктах и имеют целью (как и инстинкты) продолжение рода. Это семья, дети, здоровье.

В системе координат естественных ценностей хорошо все то, благодаря чему человек живет полноценной жизнью дольше и рожает больше здоровых детей. Причем не человек как индивид, а человек как член своего сообщества, принадлежность к которому сама по себе является одной из базовых ценностей.

Все. Никакие «достойный уровень жизни» и «приличное образование» и тому подобные вещи в систему базовых ценностей не заложены.

Общество же формирует второй тип ценностей. В отличие от базовых, они отличаются лабильностью и вообще носят преходящий характер. Другими словами, навязанные обществом ценности все время меняются, одни появляются, другие исчезают.

При этом базовые ценности в человеке все время конфликтуют с общественными за ограниченные ресурсы и поведение. Купить натуральные продукты или новую кофточку? Родить ребенка или пожить для себя? Жить в доме или в квартире? Поехать к матери в деревню или в Турцию на курорт? Подобные вопросы постоянно терзают души миллионов людей.

В то же время нельзя говорить, что базовые ценности хорошие, а общественные - плохие. Человеку необходимы и те и другие. Просто чем крепче у человека базовые ценности и слабее общественные – тем сложнее человеком манипулировать. А цель любой манипуляции – заставить человека делать то, что надо не ему, а манипулятору. Это то, что называется пропагандой или пиаром – как кому нравится.

Соответственно, главной базовой целью любой пропаганды является: а) разрушение базовых ценностей б) формирование у человека того набора искусственных ценностей, которые нужны манипулятору.

Любая пропаганда начинается с формирования набора ценностей. Затем эти ценности доносятся до целевой аудитории при помощи целого арсенала приемов: это и фильмы и реклама, да все что угодно.

При этом вовсе не обязательно, что все население страны воспринимается как одна целевая аудитория. Одной части могут внушаться одни ценности, другой – другие. Дифференциация может идти и по географическому принципу, и по социальному, и по профессиональному. Чем уже и специфичнее целевая аудитория, тем эффективнее воздействие.

А теперь тестовое задание.

Какие бы ценности вы сформировали в стране, в которой вы хотите совершить государственный переворот?

Вероятнее всего, для начала вы бы начали атаку на базовые ценности. Предполагаю, что если читатель дочитал до этого места, ему не нужно расшифровывать что это такое.

Освободившееся место вы бы, наверное, заполнили общественными  ценностями, которые большинству населения страны недоступны. Если это делать достаточно настойчиво, то формируется некий стандарт. Обыватели это называют «как у людей» и тому подобное.

Причем стандарт этот вы бы сделали выше возможностей среднего человека. Таким образом вы бы сформировали у большинства людей недовольство своей жизнью, которое будет накапливаться. Заметьте, к базовым ценностям это не будет иметь никакого отношения, то есть реальное качество жизни этих людей никак не изменится.

Это можно делать десятилетиями, исподволь готовя почву под будущие решительные действия. А затем в один момент направить накопленную за все это время социальную напряженность в нужное русло: указать на власть как на виновника всех «бед».

Власть будет принимать это недовольство за чистую монету и пытаться улучшать жизнь своих граждан: повышать пенсии и строить дороги. Но к своему удивлению будет видеть, что недовольство общества только растет.

Это будет происходить потому, что люди будут сравнивать не то что есть с тем что было, а то что есть с неким абстрактным идеалом, который существует в их головах. А поскольку этот идеал априори недостижим, то и удовлетворить таких людей будет в принципе невозможно.

Результат такого внезапного и массового стремления к общественным ценностям вдумчивому читателю тоже известен. 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 9 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Партнёрские новости
Давайте обсудим
Опрос
С этого года россиян будут наказывать за продажу выращенного на даче картофеля. Штраф до 2000 рублей. Что думаем по этому поводу?
3 Конечно правильно, пусть торгуют как все, по правилам  (1%)
145 Не поддерживаю. Совсем озверели, бабульки продают не от хорошей жизни!  (69%)
10 Мне все равно, я покупаю картошку в магазине.  (5%)
15 Организуйте сначала цивилизованные места для такой торговли.  (7%)
4 Ничего не думаю, я выращиваю картофель только для себя.  (2%)
34 А почему только картофель? Что за дискриминация? Тогда уж и за морковку и петрушку пусть штрафуют!  (16%)
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