Театр абсурда по понедельникам
Рабочее утро понедельника у меня и моей коллеги Лены Французовой начинается с дежурного вопроса друг другу: «Кто сегодня на планёрку в горуправу»? Мы с Леной ходим на неё по очереди: один понедельник – она, следующий – я. И очень страдаем, когда одна из нас уходит в отпуск, потому что той, которая продолжает работать, приходится посещать минимум три планёрки подряд. Поверьте, это суровое испытание для психики любого человека, даже самого стрессоустойчивого.
Видимо, поэтому, чтобы не подвергать мозг и нервы такой опасности, многие из чиновников, приходя на планёрку, тут же достают мобильные телефоны, планшеты, погружаются в них и не возвращаются до конца заседания. Кто-то предпочитает ретроспособы избавления от стресса – книги и журналы. Впрочем, есть и более стойкие госслужащие, которые в течение часа, который длится пытка официозом, умудряются даже не зевать.
А не зевать довольно трудно. Дремотное состояние охватывает меня и моих коллег, как только выступающие озвучивают названия докладов. Как-то: «Основные направления такой-то политики» или «Итоги работы такой-то межведомственной комиссии по укреплению чего-либо». Причём зачастую суть этих отчётов сводится к либо к общим фразам, либо к перечислению количества проведённых комиссией заседаний, которое, естественно, больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На одном из сентябрьских заседаний не выдержал даже исполняющий полномочия городского головы. Едва докладчик закончил речь, он недоумённо спросил: «А конкретика-то где?»
А ещё однажды мы минут 10 слушали о том, как славно в Калуге отметили День пожилого человека и какие песни на праздничном концерте исполняли заезжие звёзды. Безусловно, именно об этом хотят знать наши читатели, а не о том, почему один подрядчик никак не отремонтирует улицу Дзержинского, другой – не достроит мини-автовокзал, который обещал сдать ещё к 1 сентября, а третий – не справится с укреплением паркового склона. Видимо, все эти мелочи жизни недостойны того, чтобы им уделили внимание на еженедельном городском совещании.
Или вот на вчерашнем заседании начальник областной Госжилинспекции очень обстоятельно рассказывал о том, как сменить управляющую компанию, если она недобросовестно подходит к своим обязанностям, или лишить её лицензии. Вроде бы полезная тема, нужная. Но надо же строить доклад таким образом, что уже через минуту мозг слушателя напрочь перестаёт воспринимать любую информацию. Причём аналогичный эффект имеет не только конкретно этот доклад, а практически все официальные отчёты. Недавно я стала подозревать, что это всё не случайно и что доклады чиновников специально составляются по особой хитроумной схеме, задача которой – запутать слушателя, заставить думать его о чём угодно, но только не о том, о чём идёт речь в отчёте.
Один мой коллега однажды сказал:
- Сотрудникам горуправы нужно серьёзно подумать над тем, чтобы выпускать записи с планёрок массовым тиражом. Думаю, они будут пользоваться бешеным спросом у тех, кто страдает бессонницей.
Одно время нас спасали обзоры СМИ, которыми заканчиваются планёрки. Вообще, когда-то это называлось чуть-чуть иначе: «Обзоры критических статей в СМИ». Но постепенно «критические статьи» испарились – остались просто «обзоры». В подборку, как правило, попадают благостные рассказы об исключительно позитивных моментах, происходящих в городской жизни: смотрах снегоуборочной и прочей техники, спортивных праздниках, культурных выставках. В общем, всё хорошо в нашем королевстве: рожь колосится, надои увеличиваются.
Заканчивается тема обзоров, как правило, традиционной фразой: «Критических статей на прошлой неделе опубликовано не было». Час рабочего времени потрачен впустую. Целый час! Причём потратили его за зря не только мы, но и сами чиновники.
- Ну вы же понимаете, что эти понедельничные заседания-представления проводятся только ради вас, журналистов, а реально актуальные и важные вопросы решаются не там, - сказал мне как-то один бывший сотрудник городской управы.
Конечно же, я понимаю. Но раз уж вы взялись устраивать «представления», хотя бы не превращайте их в откровенный абсурд. Делайте «театр» талантливо, как это было при Акимове, Любимове и Баранове. Да даже при Полежаеве был хоть какой-то смысл в этих понедельничных спектаклях.
К счастью, в ближайшие две недели о них можно будет не вспоминать. А потом у меня отпуск. Прости, Лен.